Дети и деньги

Финансовый ликбез. Что уже сегодня надо рассказать своему ребенку о деньгах

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым и успешным. За последние несколько лет появились десятки школ программирования, кружков робототехники, курсов иностранных языков и актерского мастерства. Выбирая занятия для своих детей, многие мамы и папы полагаются на свой опыт и интуицию. Но давайте обратимся к цифрам. Ноябрьский опрос ВЦИОМ показал, что 17% россиян считают себя скорее или определенно несчастными и чаще всего это связано с материальными трудностями (15%). При этом сервис Superjob недавно выяснил, что россияне в среднем хотят получать 161 000 рублей в месяц, чтобы чувствовать себя счастливыми, а Росстат весной обнародовал данные о медианной зарплате в России на уровне 34 500 рублей в месяц. Простая арифметика подсказывает нам, что финансовое просвещение обязательно должно быть в списке ответственных родителей. Ведь сегодняшним школьникам в скором времени придется регулярно принимать финансовые решения и обеспечивать себя и свою семью.

Правильный старт

Педагоги предупреждают, что важно не опоздать, ведь именно в раннем детстве закладываются основы интеллектуальной, мотивационной и когнитивной структуры личности и если допустить ошибки, то это окажет существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка. И все же с какого возраста начинать заниматься финансовым образованием, чтобы это было эффективно? Сейчас часто говорят о гиперактивности и синдроме дефицита внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Финансовый эксперт Бет Коблайнер считает, что многие дети к семи годам уже не просто разбираются в деньгах, а могут сосредоточиться на определенной цели и понимают, что им нужно для ее достижения.

Результативность любого образования напрямую зависит от целей, которые вы ставите. Мой опыт показывает, что важным итогом первого года занятий с детьми шести-восьми лет становится определение персональной траектории обучения финансовой грамотности. За год вы сможете привить интерес к изучению темы, познакомить с инструментами самообразования и заложить основы правильных финансовых привычек. Если вы рассчитываете воспитать финансового гения, то настраивайтесь на занятия по два-три часа в неделю на протяжении многих лет. Известный шведский психолог Андерс Эрикссон в своей книге «Максимум. Как достичь личного совершенства» описывает пианистов, которые получают международные награды в возрасте 30 лет, а для этого они осознанно практиковались 20-25 тысяч часов.

Системный подход

Самая важная рекомендация — системность. Вы не сможете сделать своего ребенка финансово грамотным, просто проштудировав вместе с ним несколько учебников по экономике и предпринимательству. ОЭСР формирует индекс финансовой грамотности оценивая три блока: наличие финансовых знаний, установок и практикуемое финансовое поведение. По результатам последнего исследования среди стран G20 Россия получила 12,2 балла из 21 (средний показатель по странам составил 12,7) — очевидно, нам всем есть над чем работать.

Делитесь лайфхаками. Даже если у ваших детей не менее загруженное расписание, чему у вас, за год вы разберете не менее 50 реальных финансовых ситуаций, рассматривая их по выходным. Для этого можно завести в телефоне чек-лист с темами, которые планируете изучить с детьми, и методично вычеркивать отработанные вопросы, а при обсуждении использовать принцип контекстуализации и правильный эмоциональный настрой. Например, можно оплатить вместе с детьми налог на имущество, обсудить новостной репортаж о росте кредитной задолженности, снять деньги в банкомате, предварительно проверив не установили ли мошенники на нем скиммер, сравнить цены на одинаковые продукты в разных магазинах. Как правило, дети активно вовлекаются в дискуссию и стремятся продемонстрировать свою экономическую смекалку. Кстати, это миф, что девочки меньше интересуются финансовыми вопросами, чем мальчики.

Найдите подходящие книжки. Детской литературы на тему финансов и бизнеса сейчас достаточно, средняя стоимость книги — 500 рублей. Здесь работает принцип проб и ошибок, ведь все зависит от индивидуальных особенностей детей и конкретной книги. Книги обычно хорошо структурированы и позволяют осваивать существенные пласты знаний, но не все маленькие дети хорошо и с интересом читают. Тем не менее, осилить две-три таких книжки за год с помощью мамы или папы ребенок точно сможет. Юным любителям историй про Гену и Чебурашку может понравиться «Бизнес крокодила Гены» Успенского и Агрон, а ребят с предпринимательской жилкой увлечет «Бизнес для начинающих» Л.Брайана и Р.Холл — учебник с большим количеством иллюстраций и примеров. С другой стороны, маленьким детям может быть не интересна «Мани, или Азбука денег» Б. Шефера, которую часто рекомендуют. Возможно, не стоит предлагать детям младшего школьного возраста и «Экономикс. Как работает экономика» М. Гудвина, хотя книга издана в формате комикса, но черно-белые картинки и мелкий шрифт не способствуют быстрому вовлечению.

Отслеживайте проведение финансовых фестивалей. Их организуют часто и они пользуются популярностью, поэтому места могут быстро заканчиваться (например, «День открытых дверей» в ЦБ). Предварительно ознакомьтесь с программой мероприятия — планируется ли проведение мастер-классов, организация интерактивных площадок и познавательных экскурсий для маленьких детей. Ребята смогут совершить интенсивное погружение в тему финансов за пару часов.

Используйте цифровые инструменты осознанно и вводите разумные ограничения. Скрудж МакДак и Смешарики из «Азбуки финансовой грамотности» тоже могут стать частью вашей образовательной программы. Главное, чтобы они вписывались в digital-уклад вашей семьи. Скажем, если вы выдаете детям гаджеты на 20 минут в день в качестве поощрения за отличную учебу или выполненные проекты, то не стоит делать исключение для мультиков и компьютерных игр c экономическим уклоном, добавляя лишние часы. Дело в том, что, кроме пользы для глаз, такие ограничения тренируют у детей навык настойчивости и вырабатывают умение откладывать удовольствие, которые очень важны для принятия правильных финансовых решений и достижения успеха в жизни. Это подтвердили многочисленные исследования, в том числе знаменитый «зефирный эксперимент» Уолтера Мишела.

Дайте возможность детям «зарабатывать» деньги. Есть устоявшееся мнение, что нужно выдавать детям карманные деньги, чтобы они приобрели навык обращения с ними. В эпоху бурного развития финансовых технологий стоит пересмотреть подход к этому вопросу и сконцентрироваться на том, чтобы научить детей прикладывать усилия для получения финансового вознаграждения и планировать свои доходы и расходы. Если платить за выполнение несложных заданий, которые выходят за рамки обычных обязанностей детей по дому, и перестать покупать игрушки по первому требованию, то вы сможете формировать у ребенка привычку к целевому накоплению. Кроме того, игрушка, на которую ребенок заработал самостоятельно, не отправится в дальний угол на следующий день, ведь дети, как и взрослые, ценят собственные усилия.

Позвольте практиковаться в принятии «взрослых» финансовых решений. Бизнес-симуляторы и игротеки помогут детям выйти за рамки планирования расходов на развлечения и сладости. Выбрать можно из популярных нынче городов профессий — «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург» или таких настольных игр, как «Монополия». Будет полезно освоить несколько активностей за год.

Создайте условия для принятия ответственности. Часто за маленьких детей все решают родители — что есть, как одеваться, чем заниматься. Гиперопека может привести к возникновению ощущения, что кто-то обязательно должен всегда о них заботиться — например, государство. Чтобы дети не превратились в будущем в «зрителей собственной жизни», давайте им ответственные задания: разрешите спланировать выходные для всей семьи исходя из определенной суммы бюджета или позвольте выбрать и приобрести продукты, а может быть и самостоятельно приготовить из них ужин.

Учите задаваться вопросом «а сегодня что для завтра сделал ты?». Основное отличие между установками богатого и бедного человека — это горизонт временного планирования. Успешные люди мыслят категориями нескольких лет, новаторы смотрят на десятилетия вперед. Ориентация на достижение долгосрочных финансовых целей и понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений — это возможность управлять своим будущим. Расскажите детям о том, что совершаемые прямо сейчас действия оказывают влияние на их жизнь через десятки лет, научите их подвергать сомнению «очевидные» решения и задавать как можно больше вопросов.

Дети и деньги

Дети и деньги: сколько давать на кар­ман­ные рас­ходы. Нужны ли под­рост­кам деньги? Должны ли роди­те­лям выда­вать им на кар­ман­ные рас­ходы «про­сто так» или ребе­нок дол­жен уметь их зара­ба­ты­вать? С какого воз­раста можно начи­нать рабо­тать, и нужно ли пла­тить за домаш­ние обя­зан­но­сти и учебу?

В 2005 году Фонд обще­ствен­ного мне­ния (ФОМ) про­вел опрос, согласно кото­рому 65% взрос­лых счи­тают, что у под­рост­ков должны быть деньги на кар­ман­ные рас­ходы, а 28% высту­пают кате­го­ри­че­ски про­тив. Мой соб­ствен­ный опрос среди дру­зей и зна­ко­мых пока­зал: больше 2/3 под­рост­ков кар­ман­ные деньги от роди­те­лей полу­чают (регу­лярно или по запросу), кому-то денег не дают из прин­ци­пи­аль­ных сооб­ра­же­ний или потому что в семье тяже­лая финан­со­вая ситу­а­ция, ну а кто-то уже под­ра­ба­ты­вает сам.

Когда, сколько и на что?

Неко­то­рые дети начи­нают полу­чать кар­ман­ные деньги еще до школы. Конечно, 5‑летний ребе­нок не выхо­дит из дому один, каза­лось бы – зачем ему деньги? Но воз­мож­ность само­сто­я­тельно при­нять реше­ние, потра­тить ли 20 руб­лей на моро­же­ное или опу­стить их в копилку, очень важно и в этом воз­расте. Мно­гие начи­нают давать ребенку деньги, когда он идет в пер­вый класс, чтобы он мог купить что-то в школь­ной сто­ло­вой. Но игрушки и жур­налы все равно про­дол­жают поку­пать ему взрос­лые. «Неко­то­рым в классе дают деньги на кар­ман­ные рас­ходы, но они их не тра­тят – копят сами не знают на что, только хва­ста­ются, время от вре­мени: «У меня одна тысяча! — А у меня 52!», — гово­рит 10-лет­няя Саша.

«Деньги на кар­ман­ные рас­ходы мне начали давать лет в 7, по 150 руб­лей в месяц. Куда ухо­дили эти деньги – не помню. Мне даже кажется, что в итоге их и не так часто и давали, потому что я не особо нуж­да­лась. Кажется, хотела своей собаке игрушки поку­пать каж­дый месяц. В шестом классе начали давать по 1000 в месяц. Эти деньги тра­тила в основ­ном на еду и аксес­су­ары». (Вера, 17 лет)

Боль­шин­ство роди­те­лей рас­ко­ше­ли­ва­ются, когда ребе­нок ста­но­вится под­рост­ком, у него появ­ля­ется само­сто­я­тель­ная жизнь и, соот­вет­ственно, потреб­ность в день­гах. 33% опро­шен­ных ФОМом взрос­лых, счи­та­ю­щих, что у под­рост­ков деньги быть должны, ука­зали их прак­ти­че­скую необ­хо­ди­мость (транс­порт, уго­ще­ния, раз­вле­че­ния). И лишь немно­гие видят в кар­ман­ных день­гах обу­ча­ю­щую и вос­пи­та­тель­ную роль: всего 10% респон­ден­тов отве­тили, что под­ростки должны уметь обра­щаться с день­гами, и 5% – что это спо­соб­ствует само­сто­я­тель­но­сти, неза­ви­си­мо­сти и взрослению.

Между тем спе­ци­а­ли­сты счи­тают, что нали­чие у под­ростка кар­ман­ных денег и воз­мож­но­сти само­сто­я­тельно ими рас­по­ря­жаться, хоть и не явля­ется абсо­лют­ным зало­гом финан­со­вой успеш­но­сти во взрос­лом воз­расте, но эко­но­ми­че­ской гра­мот­но­сти спо­соб­ствует. А ее часто не хва­тает и мно­гим взрос­лым, кото­рые не могут рас­счи­тать соб­ствен­ный бюд­жет на месяц впе­ред, ста­но­вятся жерт­вами мошен­ни­ков и финан­со­вых пира­мид, втри­до­рога поку­пают «товары со скид­кой» и при оформ­ле­нии кре­дит­ной карты не читают договор.

«Про­блем с день­гами у меня нико­гда не было: лет до 15 я про­сто в них не нуж­да­лась, а потом начала ходить в кино без роди­те­лей, гулять с дру­зьями. Доста­точно было про­сто денег попро­сить, и мне давали ровно столько, сколько я соби­ра­лась потра­тить: если я иду в кино – мне дают деньги на билет, на какой-нибудь снек и что-нибудь попить».(Света, 18)

У денег «по тре­бо­ва­нию», гово­рят пси­хо­логи, несколько мину­сов. Под­ростку, как пра­вило, при­хо­дится инфор­ми­ро­вать роди­те­лей, на что именно они ему нужны, т.е. ответ­ствен­ность за при­ня­тие реше­ния берут на себя в конеч­ном итоге взрос­лые. Если деньги выда­ются каж­дый раз, когда ребе­нок про­сит, то у него может сло­житься впе­чат­ле­ние, что деньги есть в неогра­ни­чен­ном коли­че­стве: папа про­сто достает коше­лек и достает оттуда нуж­ную сумму. Ну и эко­но­мить и пла­ни­ро­вать рас­ходы он, таким обра­зом, точно не научится. Так что если вы хотите, чтобы под­ро­сток умел обра­щаться с день­гами (т.е. пости­гал азы эко­но­ми­че­ской гра­мот­но­сти), а также хотите вос­пи­ты­вать в нем само­сто­я­тель­ность и ответ­ствен­ность, то надо выде­лять ого­во­рен­ную сумму посто­янно, вне зави­си­мо­сти от того, потра­тил ли ребе­нок преды­ду­щие деньги или они у него остались.

Но в Рос­сии пока роди­тели про эко­но­ми­че­скую гра­мот­ность детей думают меньше всего: по дан­ным ком­па­ний TNS, 73% под­рост­ков про­сят деньги у роди­те­лей, когда им нужно, 32% полу­чают деньги в каче­стве подарка, 31% про­сят у бабу­шек-деду­шек и только 29% полу­чают фик­си­ро­ван­ную сумму регулярно.

Сколько денег выде­лять – каж­дый решает сам, исходя из финан­со­вой ситу­а­ции в семье, а также пред­став­ляя, что сколько стоит в «мире» под­ростка (напри­мер, поход в кино или чашка кофе в Старбаксе).

В 2009–2010 гг., как пока­зало иссле­до­ва­ние мар­ке­тин­го­вой ком­па­нии TNS, рос­сий­ские под­ростки полу­чали в сред­нем сумму, экви­ва­лент­ную в неделю. Для срав­не­ния: самыми «бога­тыми» ока­за­лись нор­веж­ские (9) и фин­ские (4) под­ростки и под­ростки из ОАЭ (9), а самыми «бед­ными» — из Египта () и Индии (). В Гер­ма­нии реко­мен­до­ван недель­ный мини­мум для каж­дого воз­раста: 0,5 евро – до 6 лет, 1,5 евро – до 10, 10 евро – до 13, 20 евро – до 15 и т.д. С выдан­ной ребенку суммы неко­то­рые немец­кие роди­тели удер­жи­вают 20% налога, при­учая, таким обра­зом, своих детей к финан­со­вой дисциплине.

Читайте также  Секс по классике

Мой опрос пока­зал, что в сред­нем под­рост­кам выдают от 100 до 1000 руб­лей в неделю (в зави­си­мо­сти от воз­раста: 100 руб­лей – до 12 лет, 1000 руб­лей – уже стар­ше­класс­ни­кам). Кто-то из роди­те­лей с каль­ку­ля­то­ром в руке высчи­ты­вает финан­со­вые потреб­но­сти ребенка: «транс­порт, обеды в школь­ной сто­ло­вой, мобиль­ная связь, один раз кино и два раза кафе плюс 300 руб­лей «сверху» на неучтен­ные рас­ходы». Ну а кто-то под­хо­дит к рас­че­там с фан­та­зией: «Мы выдаем детям недель­ную сумму, кото­рая высчи­ты­ва­ется по фор­муле «50 цен­тов за каж­дый год жизни, округ­ляя в боль­шую сто­рону», – делится папа двух рос­сий­ско-канад­ских маль­чи­ков, 9 и 14 лет. Боль­шин­ство же дают, ори­ен­ти­ру­ясь на дру­зей и знакомых.

Доверять или проверять?

Тема денег затра­ги­вает еще одну очень важ­ную семей­ную про­блему: про­блему дове­рия. Среди тех, кто не дает своим детям кар­ман­ных денег, всего 1% объ­яс­няют это непро­стой финан­со­вой ситу­а­цией и 2% – тем, что под­ро­сток дол­жен зара­ба­ты­вать сам (опрос ФОМ).

Осталь­ные про­тив­ники кар­ман­ных денег твердо уве­рены: дове­рять под­рост­кам ни в коем слу­чае нельзя, т.к. они будут тра­тить деньги в первую оче­редь на «запрет­ное» – нар­ко­тики, алко­голь и сига­реты – так счи­тают 10% опро­шен­ных («До 16 лет денег под­рост­кам не надо давать – это ведет к куре­нию, пьянке, гуля­нию»). Мно­гие счи­тают, что «под­ростки не умеют рас­по­ря­жаться день­гами» — 5% («у них еще мозг не готов тра­тить их, это то же самое что писто­лет у них в руках»). А еще ведь – «деньги пор­тят, раз­вра­щают моло­дежь» (5%). Скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что-либо неко­то­рые респон­денты не пом­нят себя в под­рост­ко­вом воз­расте, либо наобо­рот, пом­нят очень хорошо (по дан­ным ФОМ видно, что так отве­чали пре­иму­ще­ственно респон­денты старше 55 лет с обра­зо­ва­нием ниже сред­него; они же, кстати, счи­тают, что все зара­бо­тан­ные деньги под­ро­сток дол­жен отда­вать родителям).

Под­ростки, между тем, могут быть куда как разум­нее, чем о них думают взрос­лые: «Мы с дру­зьями как-то обсу­дили и решили четко при­дер­жи­ваться пози­ции: не тра­тить деньги, полу­чен­ные от роди­те­лей, на что-то типа алко­голя и сига­рет. Такого рода вещи не должны быть при­об­ре­тены за их счет. Если уж губить себя, то хотя бы не впу­ты­вать в это дело пред­ков». (Саша, 15)

Очень мно­гие взрос­лые счи­тают, что за несо­вер­шен­но­лет­них все должны решать они: «У него есть роди­тели – зачем ему деньги?», «Если на что-то нужно – попро­сит денег, а я посмотрю, насколько это ему нужно, надо кон­тро­ли­ро­вать под­рост­ков» (опрос ФОМ), «А хва­тил ли у него сил отка­заться от соблазна, если у школы стоит ларек с чип­сами и жвач­кой?» Мно­гие пред­по­чи­тают поку­пать ребенку доро­гие игрушки и гад­жеты, нежели дове­рять ему неболь­шую сумму. «У нас в классе денег мало кому дают, зато айфоны и айпады есть у всех – это назы­ва­ется «ни в чем ребенку не отка­зы­вать», — делится мама сына-шести­класс­ника одной мос­ков­ской школы.

Согласно дан­ным опроса Superjob, из 78% опро­шен­ных, выда­ю­щих кар­ман­ные деньги сво­ему ребенку, 61% роди­те­лей заявили о том, что кон­тро­ли­рует их рас­ходы и только 17% сво­ему ребенку пол­но­стью доверяют.

Эти недо­ве­рие и кон­троль прак­ти­че­ски пере­чер­ки­вают идею научить под­ростка само­сто­я­тельно делать пра­виль­ный выбор. И даже когда мы про­сто ука­зы­ваем ему, на что не стоит тра­тить деньги, кри­ти­куем, это при­во­дит к тому, что, во-пер­вых, мы опять лишаем его воз­мож­но­сти быть само­сто­я­тель­ным, а во-вто­рых, про­во­ци­руем на обман. Напри­мер, я только недавно узнала, что когда моей дочери было лет 11, она втайне от меня поку­пала жур­нал «Witch». Покри­ти­ко­вав ее один раз за покупку (и тут же об этом забыв), я стала при­чи­ной того, что мой ребе­нок вынуж­ден был что-то от меня скры­вать, хотя это достав­ляло неудоб­ства – при­хо­ди­лось пря­тать жур­нал и читать его, когда мама не видит. Можно поду­мать, я сама нико­гда не тра­тила денег на ерунду…

«Роди­тели вообще-то не кон­тро­ли­руют мои рас­ходы, но я ино­гда про­сле­жи­ваю такую инте­рес­ную вещь: мама может спро­сить, на что я потра­тила ту или иную сумму, и если я пони­маю, что потра­тила их на глу­пость, пыта­юсь как-то это скрыть, ино­гда даже при­хо­дится при­ви­рать. Знаю, что посту­паю непра­вильно, но мамину дема­го­гию по поводу того, как и когда мне нужно тра­тить деньги, слу­шать тоже неохота. Я знаю, что в любом слу­чае получу какой-то неодоб­ри­тель­ный кивок от мамы, потому что она счи­тает непра­виль­ным то, как я рас­по­ря­жа­юсь день­гами. У нас совер­шенно раз­ные взгляды, и поэтому я ста­ра­юсь не все­гда рас­про­стра­няться о своих покуп­ках, будь то аль­бом моей люби­мой группы или какая-то милая вещичка, по ее мне­нию совер­шенно без­об­раз­ная и бес­по­лез­ная. Я ста­ра­юсь избе­гать подоб­ных «отче­тов». Запре­тов не имею, если я хочу что-нибудь купить – я это куплю, скрою, но куплю». (Ксе­ния, 18)

О том, что дочь ино­гда поку­пает спрайт и чипсы, кото­рых нико­гда не бывает дома, я знала, но это уже была зона ее ответ­ствен­но­сти: все, что могла рас­ска­зать о вред­ном фаст-фуде, я к тому вре­мени уже рас­ска­зала. Как выяс­ни­лось, я не оди­нока: «То, что дей­стви­тельно им необ­хо­димо, я куплю, а гази­ровку и слад­кие батон­чики пусть поку­пают сами», — так счи­тает мой зна­ко­мый, папа двух под­рост­ков. «Когда после бас­сейна мы про­хо­дим мимо авто­мата со сне­ками, и сын про­сит что-то купить, я напо­ми­наю ему, что у него есть соб­ствен­ные деньги. В конце кон­цов, я и даю кар­ман­ные деньги на то, чтобы сами поку­пали себе то, что хотят».

«От меня не тре­буют отче­тов, не уста­нав­ли­вают запре­тов, потому что моя мама знает, что мне не при­дет в голову потра­тить ее деньги на совер­шенно ненуж­ные вещи. Дру­гие дело, что иной раз ей кажется, что я, навер­ное, не должна поку­пать 7‑ю по счету белую блузку, но это огра­ни­чи­ва­ется лишь неодоб­ри­тель­ным взглядом».

Очень немно­гие роди­тели пони­мают, что кар­ман­ные деньги вос­пи­ты­вают у под­ростка само­сто­я­тель­ность и ответственность:

«Мои траты они не кон­тро­ли­руют – счи­тают, что это мои деньги и я должна сама учиться ими рас­по­ря­жаться. Хотя пона­чалу меня обя­зали вести днев­ник рас­хо­дов, но не потому что не дове­ряли мне — им было важно пока­зать мне как пла­ни­ро­вать и кон­тро­ли­ро­вать свои рас­ходы» (Вера, 17 лет). «Моя мама вот уже два года нико­гда не дает мне налич­ных денег, каж­дый месяц она пере­чис­ляет мне деньги на кре­дит­ную карту около 10–15 тысяч. Так она ведет финан­со­вый кон­троль» (H., 16 лет).

Подоб­ный под­ход счи­та­ется спе­ци­а­ли­стами самым вер­ным. Глав­ное ведь не покрыть день­гами все запросы ребенка, а научить его про­стой бух­гал­те­рии: запи­сы­вая рас­ходы и доходы, под­ро­сток будет пони­мать, на что ухо­дят его деньги и столько он может тра­тить каж­дый день, чтобы хва­тило на неделю.

Дети и деньги

То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и здорово, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с финансами. Вот почему карманные деньги – большая польза и для детей, и для родителей.

Распоряжение собственным бюджетом учит детей покупать то, что действительно нужно, откладывать свои сиюминутные порывы, экономить, распределять. Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб становится реальностью. Формируется понимание ценности денег: к ним относятся бережнее. Плюс так ребенок оттачивает навыки счета.

Умение ценить, копить и распоряжаться бюджетом формируется постепенно. Это долгая и сложная работа, поэтому начинать лучше как можно раньше. Уже с детсадовского возраста полезно давать ребенку небольшие суммы денег и конкретные задания – например, «выбери себе мороженое». А 6 лет – отличный возраст для полноценного старта.

«Выдавая карманные деньги, не пускайте дальнейшую ситуацию на самотек. Обязательно запрашивайте обратную связь: «Расскажи, как ты распорядился своим бюджетом на этой неделе». Пока ребенок маленький, он с радостью с вами поделится (особенно, если вы будете хвалить его за удачные решения). Если же затянуть и начать эту историю в подростковом возрасте, можно столкнуться с сильным сопротивлением: «Я же самостоятельный, не буду перед вами отчитываться»

Начнем с того, что это неправда. Ребенок своими глазами видит, как вы достаете кошелек, рассчитываетесь за покупки — и деньги в нем есть. Результатом станет детская истерика прямо на кассе – или просто непонимание, обида и чувство, что его интересами пренебрегли.

Чтобы грамотно выйти из этой ситуации, вспомните стратегическую цель – научить осознанно относиться к тратам. Для этого необходимо объяснить ребенку, что существуют разные категории покупок: то, что необходимо купить прямо сейчас и то, что хочется, но может подождать.

Перед походом в магазин всегда договаривайтесь, что именно планируете покупать. Если ребенок захочет что-то «сверх программы» – откладывайте покупку на другое посещение магазина. Только обязательно исполните свое обещание: пообещали пойти за шоколадками в пятницу — идите.

Зная, что время для его «хотелок» гарантированно придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. В будущем этот навык позволит ему не спускать всю зарплату в первые же дни, искать самое выгодное время для покупок и копить.

«Если платить ребенку за оценки, у него может выработаться убеждение «если я хорошо учусь, у меня точно будет много денег». Но это неправда: отличная учеба совсем не гарантирует, что ты станешь миллионером (и даже найдешь высокооплачиваемую работу). Не стоит воспитывать ложные ожидания от жизни, тогда не будет и лишних разочарований»

Но сама возможность подзаработать полезна. Это позволяет ребенку прочувствовать «цену денег» — понять, что они не сыплются с неба, а достаются трудом.

Придумайте специальные задания вне обычного круга обязанностей ребенка и оплатите их. Задачи должны быть посильными и соответствовать возрасту: в 7 лет можно под присмотром бабушки собрать ягоды на даче, а 13-летний подросток вполне способен самостоятельно забрать ваши вещи из химчистки.

Приготовьтесь платить каждый раз, когда нужно будет снова выполнить ту же работу! Вы заключили своеобразный трудовой договор — и нарушать его нельзя.

Будьте последовательны и не подрывайте детское доверие. Помните и о долгосрочных последствиях: вряд ли вы хотите, чтобы выросший ребенок считал, что если начальник ругается, то можно поработать спустя рукава.

Не стоит оплачивать обычную работу по дому (помыть посуду, погулять с собакой), ведь другие члены семьи не получают за это денег. Платить одному ребенку будет несправедливым.

«Когда мы слишком эмоционально реагируем на детские траты на «ерунду», ребенок становится скрытным. Никому не нравится чувствовать себя плохим: в следующий раз он вам просто ничего не расскажет. Другой вариант. Шумными разборками мы можем добиться прямо противоположного: подкрепить нежелательное поведение, которое хотите на самом деле преодолеть. Если ребенку не хватает вашего внимания, то он будет продолжать много тратить, чтобы вызвать у родителей эмоции и ощутить, что им занимаются»

  • Договоритесь об условиях. Можно закрепить их письменным договором – так ребенок поймет, что к нему относятся «по-взрослому».
  • Никогда не наказывайте лишением карманных денег. Даже если ребенок провинился – выполняйте свое обещание.
  • Занимайтесь финансовым просвещением ребенка. Начните с самых азов: познакомьте с видом и номиналом купюр и монет, объясните, что пять 10-рублевых монеток равнозначны 50-рублевой купюре, объясните, «где деньги» на пластиковой карте. Позже можно простым языком рассказывать про планирование и учет финансов, накопления и кредиты.
  • Не давайте слишком большие суммы – чтобы ребенок мог научиться копить. Проще всего спросить у родителей одноклассников, сколько они дают денег, и ориентироваться на эту сумму.
  • Давайте возможность «заработать» больше карманных денег, выполняя какие-то специальные задачи.
  • Не оплачивайте хорошие оценки или повседневные домашние обязанности.
  • Регулярно просите ребенка поделиться, как он распорядился своим бюджетом. Обязательно отмечайте успехи, а не только ошибки
  • Обсуждайте финансы только в спокойном тоне. Даже если ребенок спустил все деньги на ерунду, шумные разборки не приведут ни к чему хорошему.
  • Примиритесь с фактом, что ребенок будет сам решать, как тратить свои деньги. Вы можете лишь советовать и направлять.
Читайте также  Если не хочется секса с мужем

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

Береги деньги смолоду: как правильно обучить детей финансовой грамотности

Чтобы ваши дети росли самостоятельными и умели стратегически мыслить, им нужно научиться правильно пользоваться таким сложным и нужным ресурсом, как деньги. Дети — ваши наследники, и от них в конечном итоге зависит успех следующих поколений семьи. Моя инструкция поможет выбрать правильные инструменты для гармоничного развития вашего ребенка. Уверен, что и родители откроют много нового и полезного в области семейного бюджета и сбережений.

Игорь Файнман — финансовый консультант, эксперт в области инвестиций и управления частным капиталом, квалифицированный инвестор на российских и мировых финансовых площадках, автор проекта «Файнманомика»

В этом возрасте у ребенка закладываются основные представления о жизни, а это значит, что пора объяснить ему суть такого явления, как деньги. Вместе с ним рассмотрите купюры, покажите их номинал и поясните, что бывают настоящие и фальшивые деньги. Расскажите, почему вы работаете и какую стоимость имеют игрушки. Важно это делать именно в игровой форме и не переусердствовать: все-таки детство должно быть счастливым и беззаботным.

Читаем:

Смотрим:

Играем:

PandaMoney — копилка-тамагочи на смартфоне. Она поможет развивать у ребенка дисциплину и ответственность за электронного питомца. Это хорошая тренировка перед покупкой кошки или собаки, которую так просят малыши в этом возрасте.

Самое время подарить первую копилку. Это идеальный инструмент для сбережения, доступный в таком возрасте. Ребенок сможет сделать первые шаги в мире финансов, и у него появятся карманные деньги. Это могут быть подарки на день рождения или плата за сверхусилия. Я категорически против того, чтобы платить детям деньги за выполнение повседневных домашних обязанностей или школьные оценки. В итоге это может обернуться шантажом старших, когда ребенок требует плату за вынесенный мусор или помытую посуду. А вот сверхусилия — достижения в спорте или дополнительные успехи в учебе — поощрять нужно.

В этом возрасте необходимо объяснить, почему в магазинах разные цены. Погуляйте с ребенком по магазинам и покажите на примере, что один и тот же товар может стоить по-разному. И обязательно проведите первый урок благотворительности, объяснив свою мотивацию.

Читаем:

Играем:

«Финансовый футбол» — онлайн-игра, дающая знания в области управления финансами.

Возраст: 10–12 лет

Очень важный возраст, когда с ребенком нужно поговорить начистоту: объяснить, что такое семейный бюджет и как он строится в вашей семье. Важно объяснить ему разницу между заработной платой и доходом и между обязательными постоянными платежами (например, коммунальными) и переменными расходами (продукты или билеты на самолет). Самое время поговорить об инфляции и рассказать про суть налогов. Книги становятся более серьезными, а игры осознанными.

Читаем:

Играем:

«Мой план» — игра, обучающая планированию и ведению бюджета;

«Монополия» — этой игре, на которой выросло не одно поколение успешных предпринимателей, можно посвятить отдельную статью. Дети обожают играть всей семьей и получают навыки ведения бизнеса и успешного управления личным капиталом. Пусть пока и в игровой форме.

Возраст: 13–16 лет

Самое время открыть первую детскую банковскую карту. Подросток освоит безналичные деньги, поймет, что такое cashback, а родителям будет удобно контролировать его расходы, которые, как правило, растут в таком возрасте. Именно в эти годы важно донести ценность образования и уберечь от сиюминутных, эмоциональных покупок. Многим взрослым этот навык тоже не помешает.

Читаем:

Играем:

Возраст: 17–19 лет

Пришло время репетиции взрослой жизни. Подросток должен пройти первое собеседование и устроиться на работу. Это может быть временный вариант на лето или помощь вашему приятелю в офисе компании. Необходимо объяснить суть договорных отношений и предупредить о существовании финансовых мошенников и пирамид. Будут полезны и экскурсы в новейшую российскую историю: от МММ до «Кешбери».

Важно, чтобы подросток начал вести личный финансовый план. Горизонт планирования можно выбрать не длинный (до года), главное — привить навык планирования и достижения финансовых целей. Таким образом вы поможете ребенку добиться успеха в жизни и повысите шансы на свою безбедную старость.

Читаем:

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Дети и деньги

Черномыс ОльгаОльга Черномыс журналист, писатель, тренер, персональный фитнес-инструктор

Кажется, заканчивается время, когда слово «деньги» произносилось с понижением голоса, будто нечто неприличное. Хотя и сегодня быть богатым в нашей стране означает непременно быть нечестным, высокомерным и толстокожим. Конечно, никто из нынешних взрослых в детстве и не помышлял о заработке и не играл в «Монополию», как их ровесники в других странах. Вместо этого они изучали национализацию заводов и фабрик, собирали никому не нужный металлолом и получали одинаковое бесплатное образование.

Карманные деньги ребенка

А потом все изменилось, и деньги вдруг из обыкновенной зарплаты превратились в нечто большее. Ими стали гордиться, ради них стали убивать, они разлучили друзей и супругов. Их отсутствие теперь превратилось в кошмар.

Но самое главное — появившиеся и даже слегка подросшие к этому моменту дети потребовали от родителей четко выраженного отношения к деньгам. Ведь, согласитесь, странно, когда реклама вокруг призывает покупать и покупать, стало быть, намекает, на то, что нужно обладать деньгами — а родители с гневом отвергают все разговоры о богатстве, напирая на свое необеспеченное прошлое. Или наоборот, истерически бросаются «баксами» налево и направо.

Именно в последние несколько лет дети оказались между двух огней: с одной стороны у них родители, которые сами не могут понять, как относиться к деньгам, а с другой — современная жизнь, где деньги являются культом.

Эта проблема характерна не только для тех, кто не смог, как теперь говорят, вписаться в рынок. Успешные в экономическом плане родители часто имеют еще большие трудности в воспитании своих обеспеченных детей. И это тоже связано с общими настроениями: богатый — значит плохой.

Что такое деньги?

Ну, конечно же , это не просто бумажки и монетки. Деньги — это мера, определяющая статус и реальную социальную значимость человека. Если он делает нечто, востребованное обществом — его деятельность оценивается деньгами. Значит, рубли и доллары регулируют нашу жизнь, поощряя собой то, что совпадает с потребностями. Но было бы слишком просто, если бы на этом и закончилось значение денег. С течением времени деньги стали еще и философским понятием. Они — самооценка, средство самовоспитания и самодисциплины, критерий отношения к жизни и чувство приближения к личной свободе. Но еще и то, что порождает страшную зависть, злость, агрессию.

«Если вы мечтаете лишь о деньгах, вы лишь их и получите», — сказано в одном мудром изречении. И действительно, если деньги нужны для того, чтобы стать богатым, они приводят в тупик. Но если они символизируют движение и стремление, то их количество становится показателем развития личности, ее роста и взросления.

Конечно, во все времена жили и будут жить люди, которые сознательно или интуитивно «выпрыгивают» из системы денежной оценки труда (в которой мы существуем). Живописец догадывается, что его картина может быть по-настоящему оценена через много лет после его смерти — и все равно пишет картину. Ученый выполняет исследование, которое пока не понято, а потому не оценено — но ему хочется заниматься именно этим. Множество людей живут так, как им интересно, как им приятно, и ради этого они идут на отсутствие денег. И ведь нельзя уверенно сказать, что они теряют больше, чем приобретают, не правда ли?

Стыдно ли быть бедным?

В нашей стране в результате экономических катаклизмов сформировалась совершенно особенный класс людей. Они хорошо образованы, имеют в собственности квартиры, помнят о беспечной жизни и ни в какую не могут признать себя бедными. Ведь не голодают (правда, экономят на овощах и фруктах), не ходят раздетыми (но покупают исключительно низкосортную одежду). Дети учатся в бесплатных школах, работа если и есть, то платят за нее копейки. Нет накоплений, нет перспектив новой работы, а главное — нет надежды на себя.

Этот класс наших современников, по разным подсчетам, составляет от половины до двух третей населения России. И на самом деле они, конечно, бедные.

Те, кто постарше, склонны свою необеспеченность выставлять напоказ, жаловаться, требовать помощи от государства. Так их приучили в свое время.

Но дети, подростки воспринимают ситуацию совершенно иначе. Разлад между социальным (образование, круг общения) и материальным уровнем жизни родителей — для них очевиден и страшно угнетает.

Психологи говорят, что появилось целое поколение детей, которые не видели ничего, кроме кризиса, поэтому переходная экономика стала для них точкой отсчета. И легкий, стремительный скачок из бедности в богатство для них — явление совершенно реальное и доступное. В то же время они очень быстро усваивают и другие особенности этого времени: придание деньгам статуса, им не свойственного. Например, разрешения быть неэтичным, не уважать старших, решать с их помощью личностные проблемы и так далее.

Первоклассник, которого обидел старший мальчик, за сто рублей «нанял» двух третьеклассников проучить обидчика. Сделка состоялась, хулиган был избит. Двенадцатилетний школьник попросил денежную компенсацию «за моральный ущерб», когда его публично оскорбил одноклассник. Получив деньги, был очень доволен сделкой.

Подобные случаи приводят взрослых в растерянность. Часто они пытаются реагировать пафосными выражениями типа «деньги — грязь», но это оказывается неэффективным. Остается лишь одно — обучать ежедневной, кропотливой работе разума, находить деньгам именно ту роль в жизни, которая будет помогать, а не препятствовать развитию.

В одной очень дорогой частной школе на уроке музыки изучали биографию знаменитого композитора. Оказалось, что гений умер в нищете, потому что при жизни никто не покупал его произведения. «И зачем тогда нужно было так трудиться, — удивились дети, — если он был так несчастлив?». На это учительница музыки стала говорить о себе, о том, что она тоже пишет музыку, любима своими учениками — и это делает ее счастливой. А другой жизни ей не надо, пусть даже денег могло бы быть больше.

Вопрос о том, стыдиться ли бедности, не только наш, российский. В Америке психологи отмечают, что многие родители внушают детям мысль о невозможности стать богатым. «Мои родители говорили, что существует секрет зарабатывания денег, но в нашей семье его никто не знает. Только другие способны делать деньги, а мы — нет», — это одно из напутствий, которые, по мнению исследовательницы А. Мэттьюз, откладываются в сознании на всю жизнь. Вот еще несколько «полезных» мыслей: «Моя мама говорила, что только бедняки попадают в рай», «Мой отец считал, что разбогатеть можно только нечестным путем»…

Читайте также  Секреты горячего секса

Знакомые мотивы, правда? Именно из-за них, считают психологи, многие люди вырастают в уверенности, что они не заслуживают больших денег. И не получают их никогда.

Выходит, что главное — это не то, сколько денег у родителей и как живет семья. А то, какими глазами ребенок смотрит в будущее. Если он уверен в себе, умеет адаптироваться к ситуации, эмоционально развит и не боится падать, то он хорошо себя чувствует в обществе. Он может спокойно пережить как отсутствие денег, так и большое их количество, сумеет копить и тратить разумно и осмысленно.

Зачем олигарху «Жигули»?

Разными способами некоторая часть наших современников стала богатыми людьми. Не будем вдаваться в подробности каждого из путей. Скажем только, что мало кому свалилось на голову наследство дядюшки-миллионера. По той простой причине, что не было в нашей стране до сих пор таких дядюшек (разве что члены ЦК КПСС, но сколько их там было…). Кто-то вовремя сообразил, на чем можно сделать капитал и вовремя захватил рынок, кто-то наконец использовал ненужные до сих пор предпринимательские таланты. А кто-то просто много работал, соединив гибкость ума, амбициозность и огромный труд.

Неожиданно и быстро появившиеся богатые получили огромную порцию народного гнева. Пеной этого большого чувства стали анекдоты про новых русских. Часть тех черт, которые высмеивались в этих анекдотах, действительно присуща людям, которые впервые в жизни получили доступ к большим деньгам. Это и демонстративность, и желание «переплюнуть» соседа, и страх все потерять в один миг. (Кстати, подобные страхи, высказанные вслух при детях, могут превратиться в самые настоящие фобии. Один мальчик по ночам боялся спать, потому что его родители все время говорили: «Однажды утром мы можем проснуться нищими».)

Однако с каждым поколением ситуация меняется. Очевидно, наша страна движется по тому же пути, что и Запад. А там сегодня не очень прилично демонстрировать свое богатство. И вот уже у нас появляется первое поколение детей богатых родителей. Они немножко, но другие. Для них деньги являются привычной средой, не целью, к которой надо стремиться всеми силами, а средством. Их отдают в хорошие школы, часто отправляют за границу, они в полной мере испытывают на себе всю «прелесть» отношения соотечественников к деньгам вообще и к их обладателям в частности.

Однажды топ-менеджер крупной фирмы, устав оправдываться за то, что у его ребенка есть все, что он пожелает, сказал: «Да, я создал ему условия для свободного выбора. Это не пуховая перинка, а отсутствие стен. Разве это может избаловать?».

Вопреки всеобщему мнению, обеспеченные дети часто более чувствительны, ранимы и временами даже стесняются денег своих родителей. Это явление возникло недавно. Директор частной гуманитарной школы рассказывает, как один из ее учеников, которого привозили на роскошной машине с охранником, буквально заставил папу-олигарха купить «Жигули» и отныне приезжал лишь на них. Ему показалось, что одноклассники смотрели насмешливо…

Конечно, есть бизнесмены, которые охотно вкладываются в дело, но не задумываются о действительно хорошем образовании своих детей. Но большинство, пусть даже самых карикатурных новых русских, где-то на задворках сознания понимают, что образованным, культурным и духовно развитым быть хорошо. И их дети, возможно, становятся немножко выше их самих по уровню развития: и душевного, и интеллектуального.

Конечно, так случается далеко не всегда. Слишком многое зависит от того, какое значение придается деньгам в семье. Одиннадцатиклассница, которая училась в приличной, довольно дорогой школе, внезапно заявила, что последние полгода она проведет в школе районной, чтобы сэкономить деньги. «Она просто помешалась на деньгах», — говорят ее родители. Но одновременно в этой семье все разговоры сводятся к тому, чего не смогли купить, куда не смогли поехать и на что еще не хватает средств.

Получается, что богатство, так же, как и бедность, надо уметь переживать вместе с детьми. Учить их с достоинством вести себя и в той, и в другой ситуации, не боясь потерять статус или материальные блага. Вырастая в ощущении, что быть бедным — не стыдно, но быть богатым — тоже не стыдно, ребенок не будет воспринимать денежные потери как катастрофу, и в то же время не станет ждать золотого дождя с неба.

Карманные деньги ребенка

Как известно, первые деньги попадают к ребенку в виде карманных. И здесь в родительских умах тоже путаница. С одной стороны, кажется, что деньги могут испортить ребенка, а с другой — с их помощью можно манипулировать, а то и откупаться от сложных воспитательных обязанностей.

В итоге карманные деньги ребенок получает нерегулярно, тратит их быстро и неразумно, потому что не уверен в следующем разе. Как считают психологи, в роли просителя ребенок усваивает не этику рынка (соблюдение договоренностей и планирование расходов), а рабскую психологию.

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге «Дети и деньги» приводят несколько правил выдачи карманных денег:

Дети и деньги

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 857
  • КНИГИ 655 958
  • СЕРИИ 25 113
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 612 677

Адам Хо, Кеон Чи

Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами

Моей жене Салли Хо – самой преданной матери в мире.

Моим матери и отцу, научившим меня любить и радоваться жизни каждый день.

© Вершинина Д. М., перевод на русский язык, 2018

© ООО «Издательство «Э», 2018

В стране с такой динамичной и конкурентоспособной экономикой, как Сингапур, чрезвычайно важна финансовая грамотность, хотя освоить ее непросто. Родители ежедневно сталкиваются с серьезной проблемой – как прививать детям правильное отношение к деньгам?

Стоит ли родителям покупать ребенку брендовую обувь, когда он уже носит отличные кроссовки, но не такой престижной марки? Выдавать ли детям карманные деньги? Нужно ли платить за выполнение обязанностей по дому? Как научить своего ребенка быть благодарным за все, что имеет, если у его друзей и одноклассников еще больше?

То, что Адам и Кеон написали книгу, основанную на собственном опыте, – настоящий подарок судьбы. Она будет интересна самым разным родителям: состоящим в браке, разведенным, с высоким или низким доходом.

Это книга о том, как повысить финансовую ответственность детей в благополучные времена.

Она затрагивает также вопросы, которыми родители часто пренебрегают: как научить детей необходимости жертвовать и заниматься благотворительностью; как правильно действовать в непредвиденных обстоятельствах, например, в случае смерти или серьезных заболеваний близких; в каком виде оставить наследство своим детям, чтобы они не перестали трудиться и продолжали следовать семейным ценностям.

Жизненный опыт и личные истории авторов особенно важны, потому что ни одна теория или учебник не могут быть нагляднее реальности.

Эту книгу должны прочитать все родители!

Книга «Дети и деньги» написана для родителей, воспитателей и преподавателей детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет. Родители сталкиваются с непростой задачей обучения ребенка тому, как управлять деньгами, когда времени на воспитание мало, а денег может быть даже и много.

Эта книга создана родителями для родителей. Адам и Кеон – эксперты по управлению финансами, но при этом они тоже папы.

Адам – председатель совета директоров фирмы Adam Khoo Learning Technologies Group, одной из крупнейших тренинговых компаний Азии. В 26 лет он стал миллионером. Адам обучает индивидуальному управлению финансами и занимается инвестированием в широко известной компании Wealth Academy в Сингапуре, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме.

Пользующиеся большой популярностью программы Адама преподают в сотнях сингапурских школах, в международных колледжах по всему Азиатскому региону, а также в Учебных центрах Адама Хо. За двадцать один год работы он протянул руку помощи более чем полумиллиону молодых людей в семи странах.

У Адама две дочери: Келли десять лет, а Саманте восемь. Адам гордится, что его дочери понимают ценность денег. Однажды Келли пошла с ним в магазин игрушек выбирать подарок на день рождения. Ей понравилась одна кукла, но, посмотрев на ценник, она сказала: «Это слишком дорого. Это того не стоит». Адам был очень доволен.

Чего надеется достичь Адам

Он хочет, чтобы с помощью этой книги родители поняли важность финансовой грамотности и узнали, как воспитывать ответственных детей. Адам много раз видел, как родители портят своего ребенка и по незнанию прививают безалаберное отношение к деньгам, покупают своим детям все, что бы они ни попросили, устраивают дни рождения стоимостью в тысячи долларов, надеясь произвести впечатление на своих друзей. Немало детей получают хорошие оценки в школе и в дальнейшем занимают высокооплачиваемые должности, но некоторые опускают руки и не борются за финансовое благополучие. Они набирают большие долги, потому что привычка к расточительству осталась у них во взрослой жизни.

Кеон – бизнес-стратег. Он работает в компании по распоряжению собственностью, которая занимается завещаниями, доверительным управлением имуществом и оказывает корпоративные услуги. Он твердо верит в необходимость учиться всю жизнь. После окончания Колумбийского университета он много лет занимается финансами. А высшее юридическое образование Кеон получил в Лондонском университете в возрасте 53 лет. Чтобы побудить свою дочь Сару учиться игре на скрипке, в свои 39 лет Кеон сам начал учиться игре на пианино и сдал, после нескольких попыток, на седьмой уровень владения инструментом.

Сейчас Саре 21 год, и она изучает торговлю, а также музыку в Университете штата Аризоны. Кеон гордится настойчивостью Сары. Даже когда она получила грант на занятия музыкой, он настоял, чтобы Сара работала официанткой в школьной столовой и продавцом в одной розничной сети для оплаты своих карманных расходов.

Чего надеется достичь Кеон

Дети должны понимать, что для комфортной жизни нужны деньги. В постоянном страхе остаться без гроша жить невозможно. Существуют правила управления своими средствами – экономия, вложения и займы, которые все, включая родителей, вполне могут освоить. Дети должны быть благодарны за все, что получают. Это и есть та цель, которая важнее достижения благополучия. Благодарность обеспечит счастливое и полноценное будущее.

Книга написана просто и практично

Никто не любит зануд. Они повторяют одно и то же, от них устаешь. Мы – не из их числа и хотим лишь представить вам простой и эффективный метод, который можно применять без особых усилий. У родителей всегда не хватает времени, и они должны все сделать как можно скорее, не откладывая в долгий ящик. Эта книга покажет им не сложные, но важные способы управления деньгами, с помощью которых ваш ребенок сможет в будущем достичь финансового успеха.

Больше, чем просто деньги

Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами - _01.png

Родителям нужны советы

Никогда у детей не было столько личных денег. Реклама и мода требуют, чтобы деньги постоянно тратили. Большинство родителей работают, масса дел и обязанностей отнимают время. А когда не хватает времени и денег, родителям срочно нужны советы, как научить детей ответственно обращаться с деньгами.

Плохие привычки могут привести к катастрофе

Деньги – очень важная вещь в жизни, но они могут вскружить голову и задурить мозги. Их зарабатывают, чтобы купить еду, одеваться, накопить или инвестировать в будущее. Но сегодня дети многих зажиточных родителей из семей среднего класса растут, не беспокоясь о деньгах, не поддерживая своих родителей и не думая об экономии средств. Молодежь приобрела аппетит к трате денег и перенесла эту привычки во взрослую жизнь, иногда с катастрофическими последствиями. Такие дети вырастают во взрослых, неспособных тратить с умом.

Многие родители тоже неправильно ведут свои денежные дела. Они слишком много расходуют на детей, работают до старости, зарабатывая на их обучение, пренебрегая своими собственными нуждами. Вы ведь не хотите быть одними из тысяч пожилых людей, которые никак не выходят на пенсию? И не собираетесь разделить судьбу тех несчастных родителей, чьи дети ведут самоубийственный образ жизни, так как с детства не научились правильно обращаться с деньгами?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: