Какое уголовное наказание предусмотрено за нарушение коронавирусного карантина

С 1 апреля установлена административная ответственность за нарушение карантина и режима самоизоляции

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ 1 внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий. Соответствующие поправки внесены в ст. 6.3 КоАП РФ. Данные нарушения влекут наложение административного штрафа на:

  • граждан – в размере от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
  • ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Названная статья также дополнена нормой о повышенной ответственности за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если в них отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.

Глава 20 КоАП РФ теперь включает в себя ст. 20.6.1, устанавливающую административную ответственность за нарушение режима самоизоляции, а именно, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Ответственность за указанное правонарушение наступит, если эти действия не подпадают под нормы ст. 6.3 КоАП РФ (с учетом вышеуказанных новых поправок). Так, для граждан предусмотрены предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Совершение данных действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо совершенные повторно, влекут более строгие наказания.

Следует отметить, со вчерашнего дня вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ 2 , который усиливает также и уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло массовое заболевание или отравление людей, или если виновными действиями создана угроза таких последствий.

Поправки внесены и в ст. 13.15 КоАП РФ. Для юрлиц установлен штраф от 1,5 млн до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой за распространение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Если же такие действия юрлица повлекли смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи – штраф будет варьироваться в пределах от 3 млн до 5 млн руб. В примечании к статье уточняется, что обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни, признаются ЧС природного, техногенного, в том числе экологического характера, эпидемии, эпизоотии, аварии, катастрофы и т. д., повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Напомним, сегодня применяется норма об административной ответственности (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ) за распространение в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию объектов жизнеобеспечения и т. д.: для граждан предусмотрены штрафы в размере от 30 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой. Штрафы действуют и для должностных лиц – от 60 тыс. до 200 тыс. руб., и для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Установлена административная ответственность за реализацию либо отпуск лекарств с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части, касающейся превышения установленных предельных размеров оптовых, розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные лекарственные препараты (дополнена ст. 14.4.2 КоАП РФ). Наказание за совершение данного правонарушения должностными лицами – штраф от 250 тыс. до 500 тыс. руб., а для юрлиц и ИП – его размер будет зависеть от суммы излишне полученной выручки от реализации лекарств в двукратном размере за весь период совершения правонарушения, но не более года.

В ст. 20.16 КоАП РФ уточняются положения об административной ответственности за частную охранную, частную детективную деятельности без специальных лицензий, а также за оказание охранных услуг лицом, не имеющим статуса частного охранника.

Кроме того, в КоАП РФ установлена подведомственность всех указанных дел. В частности, прописано, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных новой ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации). Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством РФ. А в период до конца текущего года правом составлять протоколы по таким правонарушениям наделены должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых будут утверждать высшие должностные лица регионов.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу с 1 апреля.

1 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010076).

2 С текстом Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004010073).

Штрафы за нарушение режима самоизоляции (федеральные)

За нарушение карантина введена административная и уголовная ответственность Федеральными законами от 01.04.2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (далее по тексту — Закон № 99-ФЗ) и № 100-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и ст.31 и 151 УПК РФ» (далее по тексту — Закон № 100-ФЗ). Штрафы вводятся как для компаний, так и для обычных граждан.

Число заболевших коронавирусом на территории РФ стремительно растет. Многие из нас уже научились жить в режиме самоизоляции. Но не все граждане и компании, которые обязаны соблюдать режим самоизоляции (а всеобщий карантин официально в России не объявлен!) выдерживают его.

Важно!

1 апреля 2020 г. Президент РФ подписал два Закона, которые ужесточают наказание за нарушение режима самоизоляции. Цель данных поправок — остановить распространение коронавируса, не повторить «итальянский сценарий» расползания эпидемии.

Новые административные штрафы

КоАП РФ пополнился новой ст.20.6.1 КоАП РФ, вводящей административный штраф за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Так, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации карается:

  • на граждан предупреждением или штрафом в размере от 1 тысячи до 30 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 10 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на ИП — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на компании — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

В том случае если нарушения повлекли за собой причинение вреда здоровью человека или имуществу, (за исключением определенных случаев, установленных п.3 ст.6.3 КоАП РФ и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния), либо повторное совершение влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 15 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на ИП — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на компании — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

То есть штрафы достаточно весомые и должны предотвратить попытки сорваться «на шашлыки».

Кроме того, нарушение режима самоизоляции теперь чревато и уголовной ответственностью.

Уголовная ответственность

За нарушение правил поведения в условиях чрезвычайной ситуации предусмотрена уголовная ответственность. Так, ст.236 УК РФ предусматривает следующие наказания.

1. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления карается:

  • штрафом от 500 тысяч до 700 тысяч рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до 18 месяцев;
  • лишением права занимать должности либо заниматься определенной деятельностью на период от одного года до 3 лет;
  • ограничением свободы на срок до 2 лет;
  • принудительными работами на срок до 2 лет;
  • лишением свободы на тот же срок.

2. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть человека по неосторожности наказывается:

  • штрафом в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет;
  • принудительными работами на срок от трех до пяти лет;
  • лишением свободы на тот же срок.

Если же нарушения правил привели к смерти двух и более людей по неосторожности, то нарушителя ждет наказание в виде принудительных работ на срок от 4 до 5 лет либо лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

А как в других странах?

Во многих странах введен карантин, а не режим самоизоляции, как у нас. Размер штрафов за его нарушение очень серьезный.

Читайте также  Противозачаточные инъекции для мужчин

Так, в Италии за нарушение карантинных мер действует штраф €206. А власти некоторых регионов (Ломбардия, Болонья), подняли штраф до €5 тыс. либо арест до трех месяцев. Людям разрешено выходить на улицу только в случае жизненно важно необходимости (на работу, в магазин, в аптеку).

В Испании предусмотрены штрафы от €1500 до €600 тыс. Во Франции штраф составляет €135, а при повторном задержании — €1500.

Аргентина наказывает нарушителей заключением от трех до 15 лет и штрафом до $1,6 тыс., Израиль — сроком от 3 до 7 лет.

В Америке нарушение режима карается штрафом в размере $100 тыс. или наказанием до одного года лишения свободы (если нарушение не привело к смерти других людей). В том случае, если нарушение привело к смерти по неосторожности, наказание ужесточается до $250 тыс. или года тюремного заключения. Для компаний штраф составляет $200 тыс. (если нарушение не привело к смерти других людей), если нарушение привело к смерти по неосторожности, наказание ужесточается — штраф увеличится до $500 тыс.

Но вместе с тем, следует отметить и поддержку Правительством этих стран своих граждан. Так, Правительство Испании, Италии временно освободило от ипотечных платежей (в нашей стране претендовать на кредитные каникулы вправе немногие заемщики, да и каникулами это назвать сложно) и взносов за аренду жилья людей, которые из-за коронавируса потеряли работу.

Американцы, с доходом менее 75 000 долларов в год, получат прямые выплаты в размере $1200 и дополнительные $500 на каждого ребенка младше 17 лет. А пособие по безработице вырастет на $600 в неделю в течение четырех месяцев.

С 1 марта 2020 года в течение минимум трех месяцев Великобритания будет компенсировать работодателям 80% зарплат сотрудников, отправленных в вынужденный отпуск из-за коронавируса, но не более 2500 фунтов в месяц на человека. Страховые и пенсионные взносы за сотрудников вместо компаний также выплатит государство.

Такую же сумму государство (не более 2500 фунтов в месяц) выделит самозанятым гражданам.

Нагуляют на статью

alt=»Доказывать, что поездка в переполненном поезде метро создала угрозу, должна экспертиза. Есть большая вероятность, что она это докажет. Фото: РИА Новости» /> Доказывать, что поездка в переполненном поезде метро создала угрозу, должна экспертиза. Есть большая вероятность, что она это докажет. Фото: РИА Новости

Как пояснил Верховный суд России, если гражданин, зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим изоляции, посещает общественные места, пользуется общественным транспортом и т.п., он может быть привлечен к уголовной ответственности. Условия два: следствию необходимо доказать, что возникла реальная угроза массового заболевания людей. Второе: человек должен официально находиться на карантине, то есть получить соответствующее предписание.

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Для прогулок с вирусом предусмотрена специальная статья в УК. Как пояснила член Ассоциации юристов России Венера Шумлянская, поездка на автобусе человека, обязанного соблюдать карантин, неважно, болен он COVID-19 или только контактировал, может стать поводом для уголовного дела только при наступлении негативных последствий или возможности их наступления.

"При этом признак массовости заболевания людей является оценочным признаком, и для определения наличия данного признака преступления судами оцениваются не только количество заболевших людей, но и тяжесть такого заболевания, последствий заболеваний, — говорит она. — Поскольку суды не являются специалистами в сфере здравоохранения, они вправе привлечь для определения масштабов заболевания специалистов в области здравоохранения". Иными словами, доказывать, что поход в ресторан, жаркие ночные танцы в клубе или поездка в переполненной электричке больного ковидом гражданина создали реальную угрозу, должна экспертиза. Но есть большая вероятность, что она это докажет.

В свою очередь, адвокат Ольга Евстропова напоминает, что статья 236 УК наказывает за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Если в результате опасной прогулки никто не погиб, а "всего лишь" вспыхнуло массовое заболевание или только возникла такая угроза, носителя заразы могут отправить за решетку на срок до двух лет. Впрочем, нарушитель карантина может отделаться и наказанием в рамках КоАП, если угрозы не возникло. Допустим, вынес мусор и ни на кого не чихнул. Это нарушение закона, но санкции мягче.

На практике бывают ситуации, когда человек официально не болен: температура уже есть, но результатов теста еще нет. В некоторых регионах у заболевшего человека далеко не сразу берут тест. Как быть человеку и его близким, если есть большое подозрение на коронавирус, но юридически легкие больного еще чисты от опасной заразы?

"До установления факта наличия заболевания у лица COVID-19, подтвержденного только медицинскими организациями, неважно, государственными или частными, контактировавшие с ним лица быть на карантине не обязаны, однако это не отменяет обязательность ношения масок и перчаток, — говорит Венера Шумлянская. — Об обязанности соблюдать карантин на дому в таком случае также сообщит Роспотребнадзор".

По ее словам, в таких условиях привлечение к уголовной ответственности по статье 236 УК РФ за поездки в общественном транспорте невозможно. И все-таки лучше остаться дома: не из страха перед Уголовным кодексом, а из уважения к голосу разума.

"Гражданин, который контактировал с больным, у которого не подтвержден ковид или до результатов получения анализов, но при наличии признаков заболевания, должен проявлять сознательность и снизить до минимума все контакты, чтобы обезопасить окружающих от заражения, строго соблюдать социальную дистанцию", — говорит Ольга Евстропова.

В целом Верховный суд сделал в новом обзоре немало важных разъяснений, например, защитил право бригад скорой помощи на специальные доплаты.

"Надо отметить, что Верховный суд России последовательно претворяет в жизнь правовые позиции, направленные на социальную защиту граждан и поддержку бизнеса в непростых экономических условиях", — сказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

За нарушение карантина – уголовная ответственность

Тарасов Роман

31 января 2020 г. Правительство РФ внесло новую коронавирусную инфекцию 2019-nCoV в список опасных для окружающих заболеваний, а уже 1 апреля был принят Федеральный закон № 100-ФЗ (далее – Закон № 100-ФЗ), согласно которому ст. 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил») УК РФ претерпела существенные изменения.

Правовые основы привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ

Санитарно-эпидемиологические правила – это совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Основными правовыми актами по данному вопросу являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13 июля 2020 г., далее – Закон № 52-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 (в ред. от 15 сентября 2005 г.), которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

В соответствии с Законом № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10). К числу таких актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о госпитализации или об изоляции граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями и контактировавшие с ними лица, лица с подозрением на такие заболевания, а также являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае если они представляют опасность для окружающих, – обязательной госпитализации или изоляции в установленном порядке (п. 1 ст. 33 Закона № 52-ФЗ).

Совокупность указанных нормативных актов представляет собой правовую основу для привлечения к уголовной ответственности по ст. 236 УК за нарушение санитарно-эпидемиологических правил лицом, инфицированным COVID-19.

Изменения, внесенные в ст. 236 УК РФ Законом № 100-ФЗ

С вступлением в силу Закона № 100-ФЗ диспозиция ч. 1 ст. 236 УК стала выглядеть следующим образом: «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий». То есть если человек нарушил санитарно-эпидемиологические правила и его действия привели к массовому заражению либо создали угрозу этого, его действия фактически могут квалифицироваться как преступление. Ключевая формулировка здесь – «угроза наступления» последствий. Это значит, что формально к уголовной ответственности может быть привлечен любой человек, зараженный COVID-19, который знал о том, что инфицирован, и, несмотря на это, покинул стационар либо место самоизоляции.

Это крайне существенные изменения, поскольку угроза, как и массовое заражение людей, являются оценочными признаками преступления, и как они могут быть оценены – большой вопрос.

Тем не менее Верховный Суд РФ в Обзоре № 2 от 30 апреля 2020 г. по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции, привел разъяснения, касающиеся указанных оценочных признаков. В частности, при решении вопроса об отнесении заболевания (отравления) к массовому следует учитывать не только число заболевших, но и тяжесть заболевания. Для определения масштабов заболевания суд вправе привлечь специалистов (например, представителей органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления указанных последствий, может наступать только в случае реальности этой угрозы, когда массовое заболевание не произошло лишь благодаря вовремя принятым органами государственной власти и местного самоуправления, медработниками и другими лицами мерам по предотвращению распространения заболевания или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего указанные правила.

Изменения коснулись и санкции ст. 236 УК. Так, если ранее максимальным наказанием за совершение преступления, предусмотренного ч. 1, было ограничение свободы сроком до одного года, то теперь это лишение свободы на срок до двух лет. Максимальный штраф за совершение данного преступления также вырос на порядок – с 80 тыс. до 700 тыс. руб.

Изменения коснулись и ч. 2 данной статьи, последствием преступного деяния согласно которой является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. Ранее данная норма предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Изменениями в статью был введен нижний порог наказания в виде лишения свободы – 3 года (максимальное наказание не изменилось). Кроме того, в санкцию статьи добавлен штраф в размере от 1 млн до 2 млн руб.

Читайте также  7 позитивных аффирмаций на каждый день

Также в ст. 236 была введена ч. 3, последствием преступления по которой является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Санкция по данной норме предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Элементы состава преступления по ст. 236 УК

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 236 УК, состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий – физическое лицо, вменяемое, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет (ч. 2 ст. 20 УК). Что касается специального субъекта, это может быть должностное лицо, в чьи обязанности входит соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. То есть к субъектам могут относится не только заболевшие, которые стали источником распространения инфекции, но и иные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Субъективная сторона преступления представляет собой прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям: то есть лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит их, хотя должно было и могло.

Объектом преступления является здоровье населения. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением установленных санитарно-эпидемиологических правил, которое может выражаться в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий и т.п.), а также в бездействии (непроведение обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; неосуществление ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

До изменения ст. 236 УК имела материальный состав (преступление считалось оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей)). После внесения в статью поправок ее состав изменился – стал формальным: теперь преступление считается оконченным с момента создания угрозы массового заболевания или отравления.
Кроме того, следует понимать, как разграничивать уголовную ответственность по ч. 2 ст. 236 УК и административную – по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает лишь в случаях, когда действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния. В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК. Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью (одного человека или нескольких), содеянное полностью охватывается составом данного правонарушения при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст. 236 УК (не установлено наличия массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы таких последствий).

Правоприменительная практика по новой редакции ст. 236 УК

С момента изменения ст. 236 УК в апреле 2020 г. и до настоящего времени в СМИ периодически встречаются упоминания о привлечении к уголовной ответственности граждан, нарушивших санитарно-эпидемиологические правила (чаще всего это было нарушение карантина гражданами, больными COVID-19, или теми, у кого было подозрение на наличие коронавируса). Например, 9 апреля 2020 г. в отношении 36-летнего жителя г. Апатиты Мурманской области было возбуждено уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК). Мужчина вернулся из-за границы и почувствовал себя плохо, однако не стал обращаться за медпомощью и продолжил ходить на работу. 21 марта его госпитализировали – подтвердился коронавирус. «Действия подозреваемого повлекли за собой массовое инфицирование граждан коронавирусной инфекцией», – утверждают в МВД, не уточняя число зараженных.

12 апреля 2020 г. МВД Якутии возбудило уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) в отношении 49-летнего жителя г. Алдан, который по возвращении в республику получил предписание Роспотребнадзора о самоизоляции, но не стал соблюдать его. «Мужчина посещал общественные места г. Алдана и контактировал с достаточно широким кругом граждан. На данном этапе удалось их установить и изолировать в обсерватор», – отметили в МВД. Самого подозреваемого госпитализировали в инфекционное отделение центральной районной больницы.

23 апреля 2020 г. в г. Липецке было возбуждено уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) из-за побега 62-летнего мужчины из больницы, куда он был госпитализирован с диагнозом COVID-19. Инцидент произошел 19 апреля. Вскоре сотрудники ППС нашли пациента и передали его скорой помощи для возвращения в стационар.

В январе 2021 г. возбужден ряд уголовных дел за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в отношении лиц, которые были заражены коронавирусом и участвовали в несогласованных митингах в российских городах.

Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 236 УК работающая, и привлечение к ответственности по ней часто практикуется правоохранителями, особенно после внесения поправок в 2020 г.

В заключение отмечу, что если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, включая ограничения, умышленно их не выполняет (например, зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим, посещает общественные места и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ч. 1–3 ст. 236 УК, находящихся в причинно-следственной связи с допущенными нарушениями эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность.

Об административной ответственности за невыполнение ограничительных мероприятий при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции

В связи с участившимися случаями нарушения гражданами режима самоизоляции, а также вновь зафиксированными случаями невыполнения гражданами и организациями профилактических и противоэпидемических мероприятий, Управление Роспотребнадзора по Владимирской области напоминает об административной ответственности за несоблюдение ограничений и санитарно-эпидемиологических требований в период действия режима повышенной готовности.

Так, нарушение гражданами, в отношении которых Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области были вынесены постановления о необходимости соблюдения режима изоляции, а также гражданами, обязанными соблюдать режим самоизоляции в соответствии с постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19» влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание в виде штрафа на граждан в размере от 15 000 до 40 000 рублей; на должностных лиц – от 50 000 до 150 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 50 000 до 150 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Частью 3 ст. 6.3 КоАП РФ установлены более строгие санкции в том случае, если действия (бездействие), предусмотренные частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных новой редакцией статьи 6.3 КоАП РФ в случае нарушения гражданами и организациями противоэпидемических (профилактических) ограничений и невыполнения (профилактических) мероприятий наделяются должностные лица Роспотребнадзора и сотрудники органов внутренних дел (полиции).

В случае невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Владимирской области, а именно Указов Губернатора Владимирской области, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административная ответственность наступает по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Распоряжением Губернатора Владимирской области от 03.04.2020 г. № 67-рг определен перечень органов исполнительной власти области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в указанный Перечень входят, в том числе, должностные лица Департамента лесного хозяйства, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, Государственной инспекции административно-технического надзора, Государственной жилищной инспекции, Государственной инспекции по охране и использованию объектов животного мира, Инспекции государственного строительного надзора.

Также протоколы об административных правонарушениях полномочны составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Также напоминаем об административной ответственности за распространение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Соответствующие поправки внесены в ст. 13.15 КоАП РФ. Для юрлиц установлен штраф от 1,5 млн до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Дополнительно обращаем внимание, что с 1 апреля 2020 года ужесточена уголовная ответственность предусмотренная ст. 236 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, теперь подпадает и случай, когда действиями виновного лица, нарушившего эти правила, создана угроза наступления таких последствий. При этом наказания за совершение преступлений по данной статье существенно ужесточились:

штраф теперь составляет от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев (ранее штраф составлял до 80 тыс. руб. или в виде зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев);

Читайте также  Грубые ошибки в уходе за орхидеей

лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности можно на срок от 1 года до 3 лет, в то время как ранее нижний предел такого срока не устанавливался;

обязательные работы, как и исправительные работы теперь по данной статье не подлежат назначению (ранее назначались до 360 часов и до 1 года соответственно);

Экстренная Горячая линия для бизнеса 2020

Какая ответственность грозит, если не выполнить требования по профилактике коронавируса?

Если не выполнять требования санитарно-эпидемиологических правил по профилактике коронавируса, например, постановления главного санитарного врача или предписания, которое выдал организации санитарный инспектор, то виновного могут привлечь к административной или уголовной ответственности. Вид и тяжесть наказания зависит от того, кто совершил нарушение и пострадал ли кто в результате.
Минимальное наказание грозит, если никто не пострадал. В этом случае грозит штраф (ч. 2 ст. 6.3 КоАП):
— от 15 000 до 40 000 руб. – для обычных граждан. Например, на столько могут оштрафовать работника, который вернулся из-за границы и не соблюдает режим самоизоляции (п. 2.3 постановления главного санитарного врача от 18.03.2020 № 7);
— от 50 000 до 150 000 руб. – для должностных лиц организации или индивидуальных предпринимателей. Индивидуальному предпринимателю дополнительно грозит приостановление деятельности до 90 суток. Например, этот штраф грозит руководителю организации, где не дезинфицируют контактные поверхности во всех помещениях в течение дня (п. 1.3 постановления главного санитарного врача от 13.03.2020 № 6);
— от 200 000 до 500 000 руб. либо приостановление деятельности до 90 суток для организаций.
Выше наказание, если в результате нарушения пострадал или погиб человек, но нет состава уголовного преступления (ч. 3 ст. 6.3 КоАП):
— от 150 000 до 300 000 руб. – штраф для обычных граждан;
— от 150 000 до 300 000 руб. – штраф либо дисквалификация от одного года до трех лет для должностных лиц организации;
— от 500 000 до 1 000 000 руб. – штраф либо приостановление деятельности до 90 суток для индивидуальных предпринимателей;
— от 500 000 до 1 000 000 руб. – штраф либо приостановление деятельности до 90 суток для организаций.
Если в результате нарушения произошло массовое заболевание либо возникла угроза такого заболевания, то уже грозит уголовная ответственность. Виновному грозит одно из наказаний (ч. 1 ст. 236 УК):
— штраф от 500 000 до 700 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от одного года до 18 месяцев;
— лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность на срок от одного года до трех лет;
— ограничение свободы до двух лет;
— принудительные работы до двух лет;
— лишение свободы до двух лет.
Если в результате уголовного преступления погиб человек, виновному грозит (ч. 2 ст. 236 УК):
— штраф от 1 000 000 до 2 000 000 руб. либо в размере зарплаты виновного от одного года до трех лет;
— ограничение свободы от двух до четырех лет;
— принудительные работы от трех до пяти лет;
— лишение свободы от трех до пяти лет.
Если погибли от двух человек, то виновному грозит (ч. 3 ст. 236 УК):
— принудительные работы от четырех до пяти лет;
— лишение свободы от пяти до семи лет.

Подскажите, пожалуйста, как можно сократить расходы на содержание транспорта? У нас в парке автомобиль директора, вахтовый автобус и несколько грузовых автомобилей

Почти 50% ФОТ в нашей компании составляют премии, большинство не связаны с исполнением плана по прибыли. То есть если даже компания в убытке, премии плати. Какие антикризисные меры посоветуете?

По плану оптимизации затрат мы должны снизить общехозяйственные расходы на 20% за месяц? Что можете предложить? Как поступают другие компании?

В соответствии с положением об управлении дебиторской задолженностью, наше предприятие продолжает отгружать товар в долг еще неделю после того, как дебитор не расплатился в срок. Планируем поменять формулировку. У вас есть образец?

Мне нужен образец ежедневного отчета о проведенных платежах и прогнозе оплат на завтра. Можете помочь?

Слышала, что некоторые компании премируют персонал за антикризисные инициативы. Какие могут быть инициативы и какие премии?

Как можно снизить управленческие расходы?

Новый клиент требует сразу отсрочку платежа 30 дней. До этого мы предоставляли отсрочку только после 6 мес. сотрудничества. Подскажите, стоит ли давать?

Как рассчитать вероятность кассового разрыва?

Скажите, пожалуйста, как эффективнее распределить ответственность за антикризисные меры в компании?

Чтобы оптимизировать расходы на персонал, мы хотим разделить оклад офисных сотрудников на оклад и премию, ввести KPI. У вас есть KPI для финансовой службы? Может бухгалтерии?

У нас за месяц выручка упала на 30%. Как выдержать требования банков к оборотам по счетам?

Мы планируем перейти на режим оплаты по вторникам и четвергам, как это лучше донести до всех заинтересованных лиц?

У нас большой перерасход по оплатам, что можно сделать в этой ситуации?

Из-за нестабильности в компании и удаленки срок согласования заявок на оплату затягивается на неделю. Как его можно сократить без ущерба для компании?

Руководитель поставил перед мой задачу провести анализ рисков платежей. У вас есть методика?

Из-за ситуации в экономике наш бюджет, который принимали в октябре, устарел. По регламенту должны сверять с ним заявки на оплату и только потом согласовывать. Как лучше пересмотреть этот порядок, чтобы исключить рост внеплановых расходов?

Сколько денег нужно оставлять на расчетном счете на следующий день? На критический случай. Как-то можно посчитать?

Есть ли формула для расчета предельного срока отсрочки платежа для компаний-дебиторов? Максимального периода?

Наша компания отгружает товар с отсрочкой всем клиентам, кроме новых. Хотим как-то гарантировать оплату — просить поручительство собственника или гарантию банка. Как выбрать между этим инструментами?

Покупатель просит дополнительную скидку и готов в обмен подписать допсоглашение и сократить отсрочку платежа на 2 недели. Как посчитать размер скидки за 2 недели?

Как в текущих условиях рассчитать максимальной размер дебиторской задолженности?

У нас стала сильно нестабильной оплата дебиторки, как можно ужесточить контроль поступлений?

Из-за весенних нерабочих дней нам не удастся скорее всего распродать демисезонную коллекцию одежды. Как сэкономить — распродать ее с максимальной скидкой, как только карантин закончится, или сохранить до осени?

Как реструктуризация задолженности отразится на кредитном рейтинге нашей компании как заемщика?

У нас швейное производство, работаем на импортном сырье. После скачка доллара еле покрываем до убытков не дошли, но хочется посчитать риски. Как посчитать, во сколько обойдется перейти на импортное сырье?

Как сократить затраты на аренду офиса?

Есть идея попросить дебиторов сдвинуть сроки оплаты в нашу пользу — быстрее платить. Как лучше сформулировать, чтобы уговорить? Что другие компании предлагают? Отрасль — производство и торговля продуктами питания

Если Путин объявил нерабочие дни до 30 апреля, выплаты по кредитам автоматически перенесутся на первые рабочие дни после этого срока?

Как можно сократить затраты на рекламу? Директор опасаются, что просядут продажи

У нашей компании есть две газели и три грузовых автомобиля, на которых развозили заказы клиентам. Сейчас из-за нерабочих дней машины простаивают. Может быть машины продать и перейти на аутсорсинг? А что делать потом — снова покупать?

Если мы получим помощь от государства — кредитные каникулы, надо ли будет переоформлять залог?

До апреля мы работали с покупателями только по оплате. Но сейчас все конкуренты предлагают отсрочки, нам тоже придется. Как перейти на новые условия работы? Как документы потребуются?

Наша компания занимается туризмом и из-за запрета на работу из-за коронавируса мне придется сократить половину сотрудников финансовой службы или снизить зарплаты Как донести эту информацию, чтобы эффективность работы не пострадала?

Собственник попросил подготовить план оперативных антикризисных мер в компании. У вас есть пример?

Как сейчас можно сократить постоянные затраты? У нас упали продажи, переменные сократились, а постоянные все те же

Если наша компания получит льготный период по кредиту и остановит платежи банку, не выпишут ли нам штраф или неустойку, как это все будет организовано? Или штрафы тоже обнулятся позже?

Как можно сократить расходы на арендную плату? Арендуем торговые площади

Посоветуйте, пожалуйста, как действовать. Компания-дебитор, входит в десятку наших крупнейших закупщиков, перестала платить и не идет на переговоры. Что можно сделать в этой ситуации?

Наша компания — из малого бизнеса, у нас сеть небольших продуктовых магазинов в Барнауле. Можем ли мы рассчитывать на льготный период по кредитам и займам?

Если мы приостановим выплаты по аренде и оплату поставщикам, когда на нас могут подать на банкротство?

Обязан ли работодатель предоставлять в службу занятости информацию о мониторинге режима труда и увольнения сотрудников в связи с коронавирусом?

Как перевести сотрудников на неполный рабочий день из-за кризиса, так как не можем обеспечить их работой?

Мы хотим перевести сотрудников на удаленную работу. Как это оформить?

Что означает режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения?

Сотрудник продолжает работать во время карантина и запросил справку с работы. В какой срок нужно выдать ему такую справку?

Действует ли мораторий на увольнение сотрудников во время карантина?

Как принимать на работу сотрудников во время карантина?

Можно ли принять заявление об увольнении сотрудника по собственному желанию во время карантина?

Нужны ли пропуска или справки для передвижения по городу, если объявили режим самоизоляции в нерабочие дни из-за коронавируса?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: